Циммерит – антимагнитное покрытие бронетехники «вермахта»
В 1943 году немцы для борьбы с наиболее совершенными советскими кумулятивными ручными магнитными минами начали использовать специальный защитный слой – Циммерит (нем. Zimmerit), который наносился на вертикальные поверхности танков. Данное покрытие должно было обеспечить предохранительное пространство между магнитной миной и броней. Не имея возможности присоединиться к броне или хотя бы сблизиться с ней на достаточное расстояние, магниты уже не могли удержать мину на броне танка.
Необходимо заметить, что начало использования циммерита по времени совпало с появлением на полях сражений новых немецких танков – тяжелого танка «Тигр» и среднего танка «Пантера». Против этих машин стандартные противотанковые средства советской пехоты (противотанковые гранаты и ружья) были крайне неэффективны. Да и более старые танки – Pz-III и Pz-IV, получившие экранную броню, стали практически неуязвимы для обычных противотанковых средств.
Интерес к новой разработке немцев практически сразу же возник у союзников. Британская разведка активно занималась сбором информации о циммерите. Англичан интересовало надежное средство защиты своих танков и бронетранспортеров от японских магнитных мин. В этом плане, примененное немцами в 1943 году защитное покрытие, представляло для англичан повышенный интерес.
Данное покрытие защищало танки от мощных магнитных мин, которые устанавливались на корпус проходящих танков при помощи магнита, который располагался в верхней части мины. В свою очередь задача антимагнитного состава Zimmerit была достаточно проста – сделать вертикальные поверхности танков немагнитными. В 1944 году союзникам удалось заполучить образцы циммерита с брони захваченных немецких танков. Инструкцию применения данного состава они получили от военнопленных.
Немецкий солдат с ручной кумулятивной противотанковой магнитной миной
Проанализировав состав, англичане определили, что Циммерит состоит из:
- 40% сульфат бария
— 25% поливинилацетат (клейкая основа)
— 15% пигмент охры (краситель тёмно-жёлтого цвета)
— 10% сульфат цинка
— 10% древесные опилки (наполнитель)
По отдельности ни один из этих компонентов не обладал антимагнитными свойствами. В сентября 1944 года использование циммерита было остановлено. В настоящее время однозначного ответа на вопрос, что послужило причиной отказа от применения данной смеси не существует. По одной из версий циммерит оказался очень дорогим в производстве, да и под немецкие танки в завершающей стадии войны никто с гранатами уже не бросался.
Возможно, в 1943 году в вермахте спрогнозировали массовое поступление на вооружение пехотных частей ручных магнитных мин – наиболее грозного на тот момент времени противотанкового оружия в руках бойца пехоты. Чисто теоретически магнитная мина могла вывести из строя любой танк противника, даже тяжелый, даже в том случае, если бы ее удалось установить на лобовую броню танка. При этом установить мину было неимоверно сложно. Часто попытка правильного примагничивания мины к кормовой или бортовой броне танка удачно прерывалась пулеметчиками из других танков или пехотой, сопровождавшей танк. Для установки мины необходимо было поднять в полный рост, что в боевых условиях, скажем прямо, было смертельно опасно.
Правильно установить магнитную мину на танк в боевой обстановке было очень трудной и опасной задачей. К примеру, во время битвы на Курской дуге оборона советских войск строилась с расчетом плотности огня на уровне 5-15 пуль на метр фронта в минуту – плотность огня наступающих немецких частей вряд ли была меньшей. Помимо этого стоит учитывать тот факт, что этот расчетный огонь велся неравномерно и непостоянно. Периодически он сосредотачивался на наиболее опасных участках, интервалами составляя до 100 пуль на каждый метр фронта в минуту. Здесь следует отметить тот факт, что танк, безусловно, был местом сосредоточения огня. Именно поэтому встать во время боя рядом с танком даже на короткий промежуток времени было смертельно опасно. Метнуть же в танк тяжелую магнитную мину, да еще и таким образом, чтобы она правильно установилась ножками с магнитами на броне было практически нереально. Скорее всего, мина бы отскочила от брони с нанесенным на нее специальным циммеритовым покрытием. При этом изготовить мину с взрывателем мгновенного действия было также невозможно – большая масса взрывчатого вещества привела бы к смерти не успевшего спрятаться в укрытие солдата.
Противотанковые гранаты кумулятивного действия, обладающие взрывателями мгновенного действия также существовали, но они обладали недостаточной бронепробиваемостью из-за малого веса взрывчатого вещества и недостаточной стабилизации гранаты в полете. В итоге пехоту союзников выручило изобретение гранатомета, который сочетал в себе большую пробивную способность кумулятивного боеприпаса и возможность метнуть ее на большое расстояние.
По сути, отмена использования циммерита совпала по времени с насыщением англо-американских сил новым видом оружия – гранатометами типа «Базука». Войска СССР таким оружием практически не обладали, если не принимать во внимание небольшую партию американских гранатометов М1 и трофейных немецких гранатометов разных типов. К тому же Красная Армии перешла к активной фазе войны, советские войска захватили на фронте инициативу, все это требовало высокой подвижности войск. При этом носить с собой тяжелые противотанковые гранаты, а также опасные для немецких танков бутылки с горючей смесью, которые являлись чисто оборонительным видом вооружения, для пехоты стало почти невозможно. Вся тяжесть борьбы с бронетехникой противника легла на плечи танкистов, самоходчиков и артиллеристов.
Одной из наиболее вероятных причин отказа от циммерита осенью 1944 года стала бесполезность данного покрытия в складывающейся боевой обстановке, в связи с практическим отсутствием у войск союзников противотанковых ручных магнитных мин кумулятивного действия.
Циммерит на броне танка "Королевский тигр"
Технология нанесения
Производство циммерита осуществлялось в различных местах и в дальнейшем материал, имевший консистенцию мягкой пасты или мастики, отправлялся в ремонтные мастерские и на танковые заводы. В своем составе он содержал легкоиспаримый растворитель, обладающий запахом ацетона. Перед использованием к циммериту не надо было добавлять растворитель и с ним достаточно легко могли управляться даже неопытные рабочие.
Как правило, нанесение защитного покрытия на броню танков производилось на заводах-изготовителях, но в ряде сохранившихся источников имеются также фотографии, на которых представлены танки и бронемашины с цимеритовым поркрытием, которое было нанесено в полевых условиях. Помимо этого можно найти фотографии нанесения циммерита в самых необычных местах и на самых неожиданных объектах, к примеру обычных пехотных касках.
"Пантера", покрытая циммеритом
Перед нанесением циммерита на броню не требовалось подвергать ее поверхность какой-либо обработке. Несмотря на это, броня обычно первоначально покрывалась специальной антикоррозийной грунтовкой. Рабочие наносили циммерит с помощью металлических шпателей в 2 слоя. Первый из слоев имел толщину в 5 мм и клетчатый вид, который получался за счет использования боковой поверхности шпателей.
Данный слой оставляли сохнуть на 24 часа при обычной комнатной температуре, для того чтобы он затвердел. Клетчатая же насечка выполнялась, для того чтобы улучшить приставание второго слоя. Толщина второго слоя циммерита была меньшей при этом металлическим гребнем ему придавался волнистый рисунок в целях камуфляжа, а также для того чтобы затруднить установку мин. Характерный «клетчатый» или «гребенчатый» рисунок нанесения покрытия использовался для уменьшения его площади.
После нанесения на броню двух слоев поверхность подвергали обработке при помощи паяльных ламп, для того чтобы удалить растворитель-пластификатор. Подобная «сушка» каждого танка осуществлялась примерно в течение 1 часа и не сопровождалась какими-либо трудностями, которые были связаны с хрупкостью циммерита. Главным в этом процессе было не оставить мягких пятен, которые бы в дальнейшем могли вздуться и отстать с брони. Если поверхность не обрабатывалась паяльными лампами циммерит затвердевал за 8 дней.
Антимагнитные свойства циммерита были обеспечены не только самим материалом, но и специальной фактурой нанесения – параллельными канавками, имеющими глубину несколько сантиметров. Чаще всего такие канавки наносились параллельно горизонтальным поверхностям, но редко встречались и вертикальные канавки (например, на «Пантерах»), на противотанковых самоходках «Ягдпантера» текстура циммеритного покрытия напоминало по виду вафельную поверхность. В редких случаях циммерит применялся и для нанесения на горизонтальные поверхности танков.
Циммирит практически всегда наносился на танки и штурмовые орудия (с начала 1943 года по осень 1944 года). В полевых условиях в редких случаях циммерит могли нанести и на полугусеничные бронеавтомобили вермахта (известны снимки Sd.Kfz. 251 Ausf. D с циммеритом, который, скорее всего, был наложен на броню прямо на фронте). При этом циммерит достаточно быстро отваливался с брони танка целыми кусками. Происходило это за счет вибраций, которые испытывали боевые машины во время передвижения по пересеченной местности, а также от попадания по броне осколков снарядов и пуль.
Ниже приведено необходимое количества антимагнитного покрытия Zimmerit для обработки танков и самоходок различных типов:
Panzer IV – 100 кг.
StuG III – 70 кг.
Panther – 160 кг.
Tiger I – 200 кг.
Немецкие солдаты едут на танке Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» во Франции. Это ранняя версия «Пантеры» Ausf. G, еще с циммеритом
Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара — отслоение покрытия «циммерит» на башне
Немецкая САУ «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV L/48) класса истребителей танков, подбитая в районе Парижа. У машины отсутствует дульный тормоз орудия и бортовые экраны, на корпусе хорошо заметно покрытие «циммерит».
Необходимо заметить, что начало использования циммерита по времени совпало с появлением на полях сражений новых немецких танков – тяжелого танка «Тигр» и среднего танка «Пантера». Против этих машин стандартные противотанковые средства советской пехоты (противотанковые гранаты и ружья) были крайне неэффективны. Да и более старые танки – Pz-III и Pz-IV, получившие экранную броню, стали практически неуязвимы для обычных противотанковых средств.
Интерес к новой разработке немцев практически сразу же возник у союзников. Британская разведка активно занималась сбором информации о циммерите. Англичан интересовало надежное средство защиты своих танков и бронетранспортеров от японских магнитных мин. В этом плане, примененное немцами в 1943 году защитное покрытие, представляло для англичан повышенный интерес.
Данное покрытие защищало танки от мощных магнитных мин, которые устанавливались на корпус проходящих танков при помощи магнита, который располагался в верхней части мины. В свою очередь задача антимагнитного состава Zimmerit была достаточно проста – сделать вертикальные поверхности танков немагнитными. В 1944 году союзникам удалось заполучить образцы циммерита с брони захваченных немецких танков. Инструкцию применения данного состава они получили от военнопленных.
Немецкий солдат с ручной кумулятивной противотанковой магнитной миной
Проанализировав состав, англичане определили, что Циммерит состоит из:
- 40% сульфат бария
— 25% поливинилацетат (клейкая основа)
— 15% пигмент охры (краситель тёмно-жёлтого цвета)
— 10% сульфат цинка
— 10% древесные опилки (наполнитель)
По отдельности ни один из этих компонентов не обладал антимагнитными свойствами. В сентября 1944 года использование циммерита было остановлено. В настоящее время однозначного ответа на вопрос, что послужило причиной отказа от применения данной смеси не существует. По одной из версий циммерит оказался очень дорогим в производстве, да и под немецкие танки в завершающей стадии войны никто с гранатами уже не бросался.
Возможно, в 1943 году в вермахте спрогнозировали массовое поступление на вооружение пехотных частей ручных магнитных мин – наиболее грозного на тот момент времени противотанкового оружия в руках бойца пехоты. Чисто теоретически магнитная мина могла вывести из строя любой танк противника, даже тяжелый, даже в том случае, если бы ее удалось установить на лобовую броню танка. При этом установить мину было неимоверно сложно. Часто попытка правильного примагничивания мины к кормовой или бортовой броне танка удачно прерывалась пулеметчиками из других танков или пехотой, сопровождавшей танк. Для установки мины необходимо было поднять в полный рост, что в боевых условиях, скажем прямо, было смертельно опасно.
Правильно установить магнитную мину на танк в боевой обстановке было очень трудной и опасной задачей. К примеру, во время битвы на Курской дуге оборона советских войск строилась с расчетом плотности огня на уровне 5-15 пуль на метр фронта в минуту – плотность огня наступающих немецких частей вряд ли была меньшей. Помимо этого стоит учитывать тот факт, что этот расчетный огонь велся неравномерно и непостоянно. Периодически он сосредотачивался на наиболее опасных участках, интервалами составляя до 100 пуль на каждый метр фронта в минуту. Здесь следует отметить тот факт, что танк, безусловно, был местом сосредоточения огня. Именно поэтому встать во время боя рядом с танком даже на короткий промежуток времени было смертельно опасно. Метнуть же в танк тяжелую магнитную мину, да еще и таким образом, чтобы она правильно установилась ножками с магнитами на броне было практически нереально. Скорее всего, мина бы отскочила от брони с нанесенным на нее специальным циммеритовым покрытием. При этом изготовить мину с взрывателем мгновенного действия было также невозможно – большая масса взрывчатого вещества привела бы к смерти не успевшего спрятаться в укрытие солдата.
Противотанковые гранаты кумулятивного действия, обладающие взрывателями мгновенного действия также существовали, но они обладали недостаточной бронепробиваемостью из-за малого веса взрывчатого вещества и недостаточной стабилизации гранаты в полете. В итоге пехоту союзников выручило изобретение гранатомета, который сочетал в себе большую пробивную способность кумулятивного боеприпаса и возможность метнуть ее на большое расстояние.
По сути, отмена использования циммерита совпала по времени с насыщением англо-американских сил новым видом оружия – гранатометами типа «Базука». Войска СССР таким оружием практически не обладали, если не принимать во внимание небольшую партию американских гранатометов М1 и трофейных немецких гранатометов разных типов. К тому же Красная Армии перешла к активной фазе войны, советские войска захватили на фронте инициативу, все это требовало высокой подвижности войск. При этом носить с собой тяжелые противотанковые гранаты, а также опасные для немецких танков бутылки с горючей смесью, которые являлись чисто оборонительным видом вооружения, для пехоты стало почти невозможно. Вся тяжесть борьбы с бронетехникой противника легла на плечи танкистов, самоходчиков и артиллеристов.
Одной из наиболее вероятных причин отказа от циммерита осенью 1944 года стала бесполезность данного покрытия в складывающейся боевой обстановке, в связи с практическим отсутствием у войск союзников противотанковых ручных магнитных мин кумулятивного действия.
Циммерит на броне танка "Королевский тигр"
Технология нанесения
Производство циммерита осуществлялось в различных местах и в дальнейшем материал, имевший консистенцию мягкой пасты или мастики, отправлялся в ремонтные мастерские и на танковые заводы. В своем составе он содержал легкоиспаримый растворитель, обладающий запахом ацетона. Перед использованием к циммериту не надо было добавлять растворитель и с ним достаточно легко могли управляться даже неопытные рабочие.
Как правило, нанесение защитного покрытия на броню танков производилось на заводах-изготовителях, но в ряде сохранившихся источников имеются также фотографии, на которых представлены танки и бронемашины с цимеритовым поркрытием, которое было нанесено в полевых условиях. Помимо этого можно найти фотографии нанесения циммерита в самых необычных местах и на самых неожиданных объектах, к примеру обычных пехотных касках.
"Пантера", покрытая циммеритом
Перед нанесением циммерита на броню не требовалось подвергать ее поверхность какой-либо обработке. Несмотря на это, броня обычно первоначально покрывалась специальной антикоррозийной грунтовкой. Рабочие наносили циммерит с помощью металлических шпателей в 2 слоя. Первый из слоев имел толщину в 5 мм и клетчатый вид, который получался за счет использования боковой поверхности шпателей.
Данный слой оставляли сохнуть на 24 часа при обычной комнатной температуре, для того чтобы он затвердел. Клетчатая же насечка выполнялась, для того чтобы улучшить приставание второго слоя. Толщина второго слоя циммерита была меньшей при этом металлическим гребнем ему придавался волнистый рисунок в целях камуфляжа, а также для того чтобы затруднить установку мин. Характерный «клетчатый» или «гребенчатый» рисунок нанесения покрытия использовался для уменьшения его площади.
После нанесения на броню двух слоев поверхность подвергали обработке при помощи паяльных ламп, для того чтобы удалить растворитель-пластификатор. Подобная «сушка» каждого танка осуществлялась примерно в течение 1 часа и не сопровождалась какими-либо трудностями, которые были связаны с хрупкостью циммерита. Главным в этом процессе было не оставить мягких пятен, которые бы в дальнейшем могли вздуться и отстать с брони. Если поверхность не обрабатывалась паяльными лампами циммерит затвердевал за 8 дней.
Антимагнитные свойства циммерита были обеспечены не только самим материалом, но и специальной фактурой нанесения – параллельными канавками, имеющими глубину несколько сантиметров. Чаще всего такие канавки наносились параллельно горизонтальным поверхностям, но редко встречались и вертикальные канавки (например, на «Пантерах»), на противотанковых самоходках «Ягдпантера» текстура циммеритного покрытия напоминало по виду вафельную поверхность. В редких случаях циммерит применялся и для нанесения на горизонтальные поверхности танков.
Циммирит практически всегда наносился на танки и штурмовые орудия (с начала 1943 года по осень 1944 года). В полевых условиях в редких случаях циммерит могли нанести и на полугусеничные бронеавтомобили вермахта (известны снимки Sd.Kfz. 251 Ausf. D с циммеритом, который, скорее всего, был наложен на броню прямо на фронте). При этом циммерит достаточно быстро отваливался с брони танка целыми кусками. Происходило это за счет вибраций, которые испытывали боевые машины во время передвижения по пересеченной местности, а также от попадания по броне осколков снарядов и пуль.
Ниже приведено необходимое количества антимагнитного покрытия Zimmerit для обработки танков и самоходок различных типов:
Panzer IV – 100 кг.
StuG III – 70 кг.
Panther – 160 кг.
Tiger I – 200 кг.
Немецкие солдаты едут на танке Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» во Франции. Это ранняя версия «Пантеры» Ausf. G, еще с циммеритом
Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара — отслоение покрытия «циммерит» на башне
Немецкая САУ «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV L/48) класса истребителей танков, подбитая в районе Парижа. У машины отсутствует дульный тормоз орудия и бортовые экраны, на корпусе хорошо заметно покрытие «циммерит».
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.