Сын Сталина, Яков Джугашвили, в плену у немцев, 1941 год, Белоруссия
Яков Иосифович Джугашвили — старший сын И. В. Сталина, старший лейтенант, погибший во время Великой Отечественной войны в немецком плену.
Яков Джугашвили родился 18 марта 1907 года в селе Баджи близ Кутаиси. Его мать, Екатерина Сванидзе, первая жена Сталина, умерла от брюшного тифа спустя восемь месяцев.
В 1921 году Якова привезли в Москву, и он впервые увидел отца. У Сталина была новая семья, родился сын Василий. Яков говорил только по–грузински, был молчалив и застенчив. Сталин пренебрежительно называл его волчонком. Но Надежда Сергеевна Аллилуева, вторая жена Сталина, заботилась о юноше.
Женился первым браком на 16–летней Зое Гуниной, однокласснице и дочери священника. Свадьбу сыграли втайне от Сталина, который был категорически против этого брака.
В результате конфликта с отцом Яков попытался застрелиться, но пуля прошла навылет, и он долго болел. Сталин стал относиться к нему ещё хуже. При встрече он издевательски бросил ему: «Ха, не попал!». 9 апреля 1928 года в письме к жене Сталин написал: «Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего. Пусть живёт где хочет и с кем хочет».
По предложению С. М. Кирова молодые люди переехали в Ленинград и поселились в семье Аллилуевых. Сталин несколько раз требовал от сына вернуться в Москву, но тот настоял на своем. При поддержке Кирова Яков устроился помощником дежурного электромонтёра на 11–й подстанции. Зоя училась в Горном институте. В 1929 году у них родилась дочь, которая умерла в октябре. Вскоре после этого брак распался.
В 1936—1937 годах Яков работал дежурным инженером–турбинистом на электростанции завода им. Сталина. Сталин очень хотел, чтобы его сыновья стали военными. В 1937 году по совету отца Яков поступил на вечернее отделение Артиллерийской академии РККА. Сначала учился неважно, но почти все выпускные экзамены сдал на четвёрки. С мая 1941 года — командир артиллерийской батареи. Тогда же вступил в ВКП(б).
22 июня 1941 года Сталин напутствовал сына: «Иди и сражайся!». С 27 июня 1941 года Яков находился в действующей армии: командир 6–й артиллерийской батареи 14–го гаубичного полка 14–й танковой дивизии 7–го мехкорпуса 20–й армии, старший лейтенант.
4 июля 1941 года части 16–й, 19–й и 20–й армии попали в окружение под Витебском.
За бой 7 июля 1941 у реки Черногостница под Сенно Витебской области наряду с другими бойцами Яков Джугашвили был представлен к правительственной награде.
16 июля 1941 года при выходе из окружения возле города Лиозно он пропал.
Первый допрос взятого в плен Якова Джугашвили состоялся 18 июля 1941 года. В ходе допроса Яков заявил, что он с гордостью защищал свою страну и её политическую систему, но в то же время он не скрывал своего разочарования действиями Красной армии.
Скитания Якова Джугашвили по немецким лагерям продолжались почти два года. Сначала он находился в Хаммельбурге. Весной 1942 года его перевели в Любек, а затем в Заксенхаузен.
Существует версия, что немецкое командование хотело обменять Якова на фельдмаршала Паулюса, взятого Красной Армией в плен в Сталинграде, на что Сталин якобы ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Но документальных подтверждений этого не найдено.
В книге «Двадцать писем к другу» дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминает: "Зимой 1943–44 года, уже после Сталинграда отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого–нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне»."
В своих мемуарах маршал Георгий Жуков писал, что во время одной из прогулок Сталин задумчиво произнес: «Не выбраться Якову из плена. Расстреляют его фашисты».
В фильме «Падение Берлина» Михаил Чиаурели хотел вывести Якова Джугашвили в качестве трагического героя войны. Однако Сталин этому воспрепятствовал.
Вечером 14 апреля 1943 года Яков Джугашвили выпрыгнул из окна барака № 3 особого лагеря «А» при концентрационном лагере Заксенхаузен и с криком — «унтер–офицер, пристрели меня!» — бросился на проволоку. По другой версии, он не выполнил приказ зайти в барак и направился через нейтральную тропу к проволоке. После окрика часового закричал: «Стреляй!».
Когда Яков схватился за проволоку, часовой, роттенфюрер СС Конрад Хафрих открыл огонь. Согласно протоколу вскрытия, пуля попала в голову в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Однако смерть наступила раньше — от поражения электрическим током высокого напряжения. Труп был сожжён в крематории лагеря. Вскоре после этого урна вместе с результатами расследования и свидетельством о смерти была отправлена в РСХА и там загадочным образом пропала.
В конце войны Сталину доставили свидетельства солагерников сына. Позже были получены показания коменданта лагеря и охранника, которые свидетельствовали о достойном поведении Якова в плену. Возможно, под влиянием этой информации Сталин смягчил своё отношение к сыну и даже стал проявлять некоторую заботу о его дочери, своей внучке.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.