sivway Истории

Переговоры Дж. Бейкера и Т. Азиза, 9 января 1991 года, Женева

Переговоры Дж. Бейкера и Т. Азиза, 9 января 1991 года, Женева


Женевская Мирная Конференция была проведена 9 января 1991 года, чтобы найти мирное решение оккупации Кувейта Ираком и избежать войны Ирака и коалиции, поддерживаемой США. Делегации возглавляли министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз и государственный секретарь США Джеймс Бейкер. После семи часов переговоров, стороны не изменили свои позиции.

29 ноября 1990 года СБ ООН принимает Резолюцию 678, в которой разрешает государствам–членам "использовать любые необходимые средства для поддержания и исполнения всех предыдущих решений, требующих ухода Ирака из Кувейта". Целью этой Резолюции было дать Саддаму Хусейну последнее предупреждение, что Объединенные Нации не позволяет ему продолжать оккупацию Кувейта. Даже близкий союзник Ирака, СССР пробовал уговорить Саддама пересмотреть эти действия. Михаил Горбачов даже убедил ООН в предоставлении "периода доброй воли", чтобы дать Ираку время уйти из Кувейта и не эскалировать конфликт.

Президент Джордж Буш (старший) настаивал на "дополнительной мили мира" (going an ‘extra mile for peace’). Эта инициатива позволила продолжаться открытому диалогу между Ираком и США. Дополнительной целью такой инициативы было убеждение собственных граждан, что правительство США делает все возможное, чтобы избежать военного конфликта. Ирак согласился на прямые переговоры. Министр информации Ирака заявил, что Ирак желает обсудить "все аспекты кризиса в Заливе без исключения".

Другие арабские страны тоже убеждали Саддама подчиниться Резолюции 678. Президент Египта Хосни Мубарак и король Саудовской Аравии Фахд, вместе с другими главами государств, призвали к безусловному выводу войск из Кувейта. Министр обороны Сирии заявил, что Сирия увеличит свое военное присутствие, если Ирак не подчинится.

Саддам настаивал на дате переговоров, как можно более близкой к конечной дате Резолюции 678. США же хотели провести переговоры между 20 декабря 1990 года и 3 января 1991 года, чтобы дать достаточно времени для вывода войск. В конце концов, после всех задержек, Джордж Буш уже неохотно согласился, чтобы переговоры были проведены 9 января в Женеве.

Ирак настаивал, чтобы Азиз и Бейкер вошли в комнату вместе, сели в одно и то же время, и пожали руки друг другу для фото. Азиз улыбался, тогда как Бейкер удержался от проявления каких–либо эмоций. Азиза сопровождал также Барзан ат–Такрити, представитель Ирака в ООН, единоутробный брат Саддама и его личный переводчик. Азиз разговаривал на арабском (хотя он знал английский), чтобы все его иракские коллеги полностью понимали его.

Азиз имел мало рычагов влияния на переговоры. Саддам проинструктировал его по позиции Ирака и он не мог отклониться от нее ни на шаг. Позиция Ирака была в том, что он не уйдет из Кувейта, если палестинская проблема не будет решена. Азиз пытался представить возможный военный конфликт между Ираком и коалицией с США во главе, как войну между Ираком и США. Когда он столкнулся с возможным вовлечением других арабских стран, Азиз заявил, что в случае войны они столкнутся с враждебными настроениями в регионе и во многим других исламских странах.

Азиз настаивал, что это политика двойных стандартов, если Ирак будет вынужден уйти из Кувейта, тогда как Израиль до сих пор оккупирует Палестину. Он заявил, что "Мы действительно верим, что невозможность разрешения палестинского вопроса угрожает безопасности Ирака".

Бейкер передал письмо Джорджа Буша Азизу. После его прочтения, Азиз заявил, что оно полно угроз и не подходит для диалога между главами государств. Бейкер же заявил, что коалиция не изменит своей позиции по поводу полного ухода Ирака из Кувейта. Лидеры арабских стран перед переговорами сообщили Джорджу Бушу, что они не примут частичного ухода Ирака, настаивая на полном выводе войск.

В течении всей встречи Бейкер делал акцент на способностях военных сил США и технологическом преимуществе над Ираком. Также Бейкер выразил озабоченность по поводу оружия массового поражения, т.к. Саддам прежде уже использовал химическое оружие против Ирана и против собственных граждан. Бейкер предупредил Азиза, что "Если начнется конфликт и химическое или биологическое оружие будет использовано против наших сил, люди в США потребуют возмездия, и у нас имеются все средства для его осуществления. Это не угроза, но убеждение, что если подобное оружие будет использовано, то нашей целью станет не только освобождение Кувейта, но и свержение режима."

В книге "Арабы. Историко–этнографические очерки." эта встреча приводится для иллюстрации различий в стереотипах поведения людей европейской и арабской культуры:
Госсекретарь США предупредил представителей Ирака, что, если Багдад не откажется от своих намерений, США применят военную силу. Бейкер не стучал кулаком по столу, не повышал голос, а использовал лишь вербальный (речевой) канал коммуникации. Вернувшись в иракское посольство, Т.Азиз, опытный дипломат, приступил к составлению отчета о переговорах для президента, в то время как брат президента С. Хусейна позвонил в Багдад и сообщил: "Американцы спокойны, они только угрожают и, вероятно, нападать не будут. Они только говорят, даже не сердятся, наверное, им не под силу военные действия..." Анализ ситуации свидетельствует о том, что высокопоставленный иракец обратил минимум внимания на то, ЧТО сказано, и максимум — на то, КАК сказано. Подобная позиция была бы закономерна в отношениях со своими соплеменниками, но не с представителем сверх–державы, не говоря уже о том, что существует дипломатический протокол, принятый в мировой практике.

17 января началась операция "Буря в Пустыне"...
0
  • 0
  • 1 437
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.