Армянский коньяк «Двин»
Во время застолья в честь 69–летия британского премьера, которое выпало на время проведения Тегеранской конференции, Сталин предложил Черчиллю отведать армянский коньяк «Двин». Тот сначала отказывался, говоря, что пьёт только «Хеннесси», но после настояния Сталина попробовал и сказал, что больше не будет пить другие коньяки. Сталин пообещал Черчиллю до конца жизни снабжать его этим коньяком и слово своё сдержал. Но прошло три или четыре года, и британец пожаловался Москве на то, что качество коньяка резко ухудшилось. Сталин велел выяснить, в чём дело, и вернуть коньяку его былую славу.
Автором столь полюбившегося Черчиллю 50–градусного коньяка был Маркар Седракян. «Двин» был создан в 1942 году, Седракяну было тогда всего 35 лет, а он уже создал в 28 лет коньяк «Юбилейный», а затем – «Отборный» и «Армению». В 33 года он был лучшим дегустатором коньяков в СССР и работал главным инженером–технологом Ереванского коньячного завода.
Качество коньяка «Двин» резко ухудшилось после того, как Седракян был арестован за махинации и якобы сослан в Сибирь. А «махинации» заключались в том, что дел коньячных мастер старался помешать угрозе главному делу его жизни. В 1941 году началась война, и Сталин распорядился, чтобы все заводы, выпускающие спиртные напитки, перешли в разряд военных. Их полагалось заминировать и взорвать в случае внезапного нападения со стороны Турции или Японии. Маркар Седракян отказался выполнить такой приказ и собственноручно сдал взрывчатку в НКВД. В 1947 году он был за это арестован.
Было за ним ещё одно «преступление». Все простые спирты полагалось отправлять на фронт, где они выдавались солдатам перед атакой. Коньячные спирты выдавались офицерам и генералам. На заводских складах должны были оставаться только ранее выпущенные готовые коньяки.
Маркар Седракян смог убедить сотрудницу Центральной дегустационной комиссии товарища Снеговскую незаконно напечатать 1000 этикеток якобы выпускавшегося с марта 1941–го, но реально не существовавшего коньяка «Арташат». Под этим названием удалось сохранить лучшие коньячные спирты СССР, что впоследствии сыграло огромную роль для повышения престижа нашей страны.
Седракяна искали в Сибири, а он был совсем рядом. Анастас Микоян, бывший тогда министром внешней торговли СССР, отправил своего друга в Одессу, поставив задачу поднять местный коньячный завод. Когда сотрудники НКВД разыскали Маркара Седракяна, он уже успел создать местные коньяки «Украина» и «Одесса».
Седракян категорически отказался возвращаться в Ереван, пока его ссылку не засчитают как командировку и не выплатят причитающиеся денежные средства. И власти пошли на все условия лучшего дегустатора страны.
После возвращения в Ереван мастер восстановил купаж армянских коньяков, создав такие марки элитных напитков, как «Ереван», «Арарат», «Праздничный» («Десертный»), «40 лет», «Наири», «50 лет». Только в 1967 году появился существовавший 26 лет лишь на бумаге «Ахтамар», а уже после смерти мастера – «Васпуракан». За высокий профессионализм и огромные заслуги перед Родиной в 1971 году Маркару Седракяну присвоили звание Героя Социалистического труда.
Говорят, когда ушедший в отставку Черчилль получил от Сталина в подарок на 75–летие 75 бутылок коньяка «Двин», он недовольно пробормотал: «Как жаль, что мне исполнилось не сто лет!»
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.