sivway Истории

Допрос Павла Горгулова, Париж, 6 мая 1932 года

Допрос Павла Горгулова, Париж, 6 мая 1932 года


6 мая 1932 года президент Франции Поль Доумер был застрелен в Париже русским эмигрантом Павлом Горгуловым — во время визита президента на книжную ярмарку в Париж к нему подошел молодой высокий мужчина и выстрелил несколько раз из пистолета Browning M1910. В президента попали две пули: одна в основание черепа, выйдя за ухом, а другая в правую лопатку. Потерявший сознание Думер был доставлен в госпиталь, где во время операции пришёл в себя и спросил: «Что со мной случилось?» Ему ответили: «Вы попали в автомобильную аварию». — «Надо же, я ничего не заметил!» — сказал Думер, вновь впал в забытье и скончался в 4 часа утра 7 мая.

Что касается его убийцы, его сразу схватили после стрельбы (при этом он выкрикивал «Фиалка победит машину!). Разъяренная толпа была готова разорвать его на части, и полиция быстро забрала подозреваемого, чтобы выяснить, кем он был и что заставило его совершить такой ужасный поступок.

Последующее расследование показало, что убийцей президента Франции Пола Доумера был Павел Горгулов, врач, писатель и поэт, эмигрировавший во Францию из России после революции 1917 года. Несколько лет он жил в Праге, где учился на медицинском факультете; окончил Карлов университет в 1926 году. Затем провёл два года (1927—1929) в маленьких городках Моравии Пршеров и Годонин, в частности, делая нелегальные аборты. Обвинялся в том, что во время приёма насиловал клиенток, об этом упоминал прокурор на парижском процессе (сам Горгулов отрицал всё это). Там же у него возникла идея создания «Крестьянской (Земледельческой) Всероссийской Народной Партии Зелёных». В чехословацкий период Горгулов начинает писать стихи и прозу. Издал в Оломоуце в немецком переводе роман–сценарий из русской жизни «Сын монахини» (Paul Gorgulow. Der Nonne Sohn. Russischer Filmroman. Typosdruck, Olmütz 1929). Целый ряд его рукописей в различных жанрах был отклонён издателями как графомания. С намерением вступить в Иностранный легион переехал из Чехословакии в Париж, где занимался врачебной практикой подобного же рода и литературой. В июле 1931 года женился (ранее был женат трижды: один раз в России и дважды в Чехословакии) на гражданке Швейцарии Анне–Марии Генг (родилась в 1899 году в Винтертуре), которая в 1932 году была беременна от него. В конце 1931 года Горгулов был арестован и выслан в княжество Монако за незаконную медицинскую практику, получил монакский вид на жительство и жил там с женой, однако продолжал наезжать в Париж.

Во время допроса Горгулов объявил себя русским фашистом с миссией покончить с большевистским правлением в России. «Европа и Америка кажутся благоприятными для большевизма, поэтому я решил убить президента и заставить Францию объявить войну России! Я великий русский патриот. У меня не было сообщников », — сказал Горгулов.

Практически все общественные деятели русской эмиграции осудили Горгулова и отправили соболезнования правительству и вдове Думера. Митрополит Евлогий (Георгиевский) отслужил панихиду о «Павле Думере» в Александро–Невском соборе на рю Дарю; в панихиде участвовали представители Русского общевоинского союза и других эмигрантских военных организаций. А на другой день после покушения русский эмигрант бывший офицер корнет Сергей Дмитриев, работавший в Париже официантом, стремясь смыть бесчестье, нанесённое эмиграции Горгуловым, покончил с собой, выбросившись из окна. По некоторым данным, в предсмертной записке он написал «Умираю за Францию».

Суд продлился всего три дня, с 25 по 27 июля. Во время процесса Горгулов постоянно кричал с места, обвинял французов в гибели России, сулил Франции конец во всемирной катастрофе. Несмотря на медицинскую экспертизу, нашедшую Горгулова вменяемым, адвокаты (одним из них был знаменитый Анри Жеро, добившийся в своё время оправдания убийцы Жана Жореса, другим — Марсель Роже) настаивали на психической болезни подзащитного (что гармонировало с его эксцентричным поведением во время суда), однако один из докторов–экспертов сказал на суде: „Впечатление сумасшедшего от подсудимого объясняется его национальностью“. Суд принял позицию экспертов и отказался признать Павла Горгулова психически больным, приговорив его к смертной казни.

14 сентября 1932 года Павел Горгулов был казнен в тюрьме La Santé в Париже по гильотине. Перед смертью он выкрикивал «Варшавянку» и просил передать его жене, чтобы она не родила коммуниста. Последними словами Павла Горгулова перед казнью были: «Россия, моя страна!»
0
  • 0
  • 1 057
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.