5 культовых автомобилей советского кино, ставших легендами
1. СМЗ C3A – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Благодаря появлению в легендарной советской комедийной кинокартине (только за первые 12 месяцев её увидели 69,8 млн зрителей), смешная двухместная машинка Серпуховского мотоциклетного завода стала широко известной и мелькала в полудюжине фильмов на протяжении десятилетий после выхода оригинала.
По своему дизайну эта кроха очень напоминала Citroen 2CV, однако в отличие от французского аналога, «инвалидка» в СССР не продавалась всем желающим, а выпускалась ограниченными тиражами в качестве бесплатного подарка инвалидам ВОВ. Сегодня модель назвали бы «компакт-родстером», но в то время её не считали автомобилем, наградив термином «мотоколяска» и снабжая номерами для мотоциклов.
Крылатая фраза из фильма «Где этот чертов инвалид?» родилась именно потому, что в этих мотоколясках тогда никто, кроме ветеранов ВОВ, не ездил, и крепкие «моргуновы» в таком транспорте были народу удивительны. Потому и первый вопрос к владельцу: «Где инвалид?».
Впрочем, концептуально машинка получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории советского автомобилестроения в ней было применено сочетание механического рулевого управления, независимой передней подвески типа «Порше» и двухтактного силового агрегата мощностью 11 лошадиных сил. Двигатель был мотоциклетным, позаимствованным у Иж-49, и за счет его заднего размещения на передней оси оставалось достаточно места, чтобы вытянуть ноги – это было удобно инвалидам, чьи конечности плохо гнулись. А тем, у кого ноги отсутствовали, помогало ручное управление, сосредоточенное в области рулевого колеса, причем настолько продуманное, что управлять этим транспортным средством можно было даже одной рукой.
Что любопытно, все фокусы во время съёмок (и разворачивание машины вручную, и прыжки на ходу) герои исполняли самостоятельно, без всяких спецэффектов и посторонней помощи. Неудивительно: 2,6-метровая мотоколяска была миниатюрной и лёгкой (снаряженный вес – около 425 кг) и ездила с максимальной скоростью 60 км/ч.
2. Adler Trumpf Junior – «Кавказская пленница»
Этот милый кабриолет, чей прототип франкфуртский автопроизводитель Adler представил в начале 1934 года, был персональным автомобилем Никулина. На экране он появляется с госномером 91-63 ЮАР, чьи литеры указывают на регистрацию в Московской области в 59-60 гг и свидетельствуют о принадлежности машины частному собственнику.
Кабриолету, блестяще справившемуся со своей ролью в киношедевре Гайдая, было три десятка лет, и в силу возраста он лишился многих родных элементов. Силовой агрегат, например, перекочевал в него из 400-го «Москвича» наряду с КПП и задним мостом.
3. «Королева бензоколонки»: от ЛАЗ «Украина-1» до шикарного Кадиллака 62-й серии
Эпизодическую роль в снятой в Полтавской области кинокартине сыграл экспериментальный автобус, выполненный в привычном ЛАЗовском стиле. Это был концептуальный прототип всех последующих модификаций ЛАЗ-Украина, от преемника с маркировкой «2» до наиболее совершенных моделей из данной серии, Украины-73 и 75.
Показанный в фильме междугородний автобус, якобы курсирующий по маршруту «Киев-Ялта», не дошёл до массового производства, но был уникальным транспортным средством. Помимо совершенно нового безрамного кузова и просторного салона с роскошными панорамными окнами и пассажирскими креслами самолётного типа, у него была целая линейка инновационных узлов: пневмоподвеска, V-образный двигатель ЗиЛ, телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач и множество других ранее невиданных вещиц.
Что любопытно, в съемках этой великолепной комедии было задействовано множество интересных транспортных средств – в частности, ЛАЗ-695 «Турист», М-407 «Москвич», ГАЗ-М-21 Волга, КРАЗ 221, БелАЗ-540, ЗиЛ-164, МАЗ-200, ЗиС-150, УАЗ-450, ГАЗ-51, ПАЗ-651, минский трактор МТЗ-5 и австрийский тягач OAF F745G.
Вишенка на торте – роскошный Cadillac Series 62 de Ville, первый 4-дверный седан-хардтоп Кадиллака (1956 года выпуска) с транзитными интуристами на борту.
4. ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля» и др.
21-я «Волга», пожалуй, была самым ярким, знаковым представителем автомобильного семейства, использовавшегося советскими кинематографами. Эта машина полюбилась зрителям настолько, что была задействована не только в бессмертном кинофильме «Берегись автомобиля», чей сюжет буквально выстроен вокруг «Волги», но и в ряде других, более поздних кинокартин.
Между прочим, Иннокентий Смоктуновский, исполнитель главной роли скромного страхового агента и по совместительству современного Робин Гуда Юрия Ивановича Деточкина, свои водительские права получил специально для съемок в «Берегись автомобиля».
С момента появления фильма на широком экране автолюбители стали предпочитать эту разновидность «Волги» всем остальным, считая ее самой надёжной. Неудивительно: машина, на которой Деточкин уходил от погони, играючи справлялась с бездорожьем, разворачивалась на 180 градусов, пряталась на крутом склоне у дороги и совершала прочие сложные манёвры.
Все невероятные трюки, кстати, выполнялись без комбинированной съёмки. В распоряжении «Мосфильма» была всего одна машина – обычная серийная «Волга» без каких-либо модернизаций вроде усиленного двигателя и других специфических вещиц. Ну, не совсем обычная, поскольку ГАЗ-21 был воплощением престижа и роскоши – это понимал и главный герой фильма, угонявший только машины класса «люкс».
На «Берегись автомобиля» карьера машины не закончилась. По окончании съёмок красавица переехала в «Три тополя на Плющихе», но уже в облике городского такси (влюбленного шофера играет Олег Ефремов). Её же (только перекрашенную) заказывали в «Бриллиантовой руке»: «Уехал. В Дубровку. Минут 20 назад. На такси. Бежевая «Волга». 28-70 ОГО».
Блеснула 21-я модель и в рязановских «Стариках-разбойниках», и в трогательной мелодраме «Три + два» Генриха Оганесяна. Не перечислить все картины, где ГАЗ-21 исполнял если не главную роль, то второстепенную (например, в «Кавказской пленнице» и трилогии про «Резидента»), или мелькал при показе городского уличного движения, как в «Белорусском вокзале».
5. «Москвич 400» – «Москва слезам не верит»
Одна из трёх подруг – главных героинь «Москвы...» – владеет персональным «Жигулями», но куда более значимую роль режиссёр отвел другому четырёхколёсному киногерою. «Москвич» под маркой 400, копия трофейного «немца» Opel Kadett 38 года, периодически красуется в кадре – или везёт подруг за город, или забирает героиню из роддома, или ремонтируется хозяином, ласково приговаривающим: «На нём будут ездить мои внуки».
Особый трепет к снимавшемуся в кинокартине «Москвичу» довелось испытать Алексею Баталову (его персонаж – харизматичный слесарь Гоша). Именно такая легковушка стала его первым важным приобретением. Юноше, служившему в автомобильном батальоне среди грузовиков да автобусов, нравились машины, и когда после демобилизации в 1953-м «подруга семьи» поэтесса Ахматова дала ему достаточно крупную сумму на предметы первой необходимости, он предпочёл одежде и обуви более разумное и перспективное вложение – автомобиль.
«Москвичи» вообще часто снимались в советских кинофильмах, включая совместные – вспомним, например, «Невероятные приключения итальянцев в России», общую работу Эльдара Рязанова и Франко Авеню. Здесь много забавных эпизодов; героем одного из них стал «Москвич-412».
Но по-настоящему культовым 412-й стал благодаря «Бриллиантовой руке». Многие советские граждане мечтали о его покупке после гордого заявления главного мафиози страны («Шефа»): «На полагающуюся мне премию я – по совету друзей – решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!». Так что роскошная комедия про неудачников-контрабандистов не только пленяла зрителей захватывающим сюжетом, но и способствовала развитию советского автопрома.
Благодаря появлению в легендарной советской комедийной кинокартине (только за первые 12 месяцев её увидели 69,8 млн зрителей), смешная двухместная машинка Серпуховского мотоциклетного завода стала широко известной и мелькала в полудюжине фильмов на протяжении десятилетий после выхода оригинала.
По своему дизайну эта кроха очень напоминала Citroen 2CV, однако в отличие от французского аналога, «инвалидка» в СССР не продавалась всем желающим, а выпускалась ограниченными тиражами в качестве бесплатного подарка инвалидам ВОВ. Сегодня модель назвали бы «компакт-родстером», но в то время её не считали автомобилем, наградив термином «мотоколяска» и снабжая номерами для мотоциклов.
Крылатая фраза из фильма «Где этот чертов инвалид?» родилась именно потому, что в этих мотоколясках тогда никто, кроме ветеранов ВОВ, не ездил, и крепкие «моргуновы» в таком транспорте были народу удивительны. Потому и первый вопрос к владельцу: «Где инвалид?».
Впрочем, концептуально машинка получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории советского автомобилестроения в ней было применено сочетание механического рулевого управления, независимой передней подвески типа «Порше» и двухтактного силового агрегата мощностью 11 лошадиных сил. Двигатель был мотоциклетным, позаимствованным у Иж-49, и за счет его заднего размещения на передней оси оставалось достаточно места, чтобы вытянуть ноги – это было удобно инвалидам, чьи конечности плохо гнулись. А тем, у кого ноги отсутствовали, помогало ручное управление, сосредоточенное в области рулевого колеса, причем настолько продуманное, что управлять этим транспортным средством можно было даже одной рукой.
Что любопытно, все фокусы во время съёмок (и разворачивание машины вручную, и прыжки на ходу) герои исполняли самостоятельно, без всяких спецэффектов и посторонней помощи. Неудивительно: 2,6-метровая мотоколяска была миниатюрной и лёгкой (снаряженный вес – около 425 кг) и ездила с максимальной скоростью 60 км/ч.
2. Adler Trumpf Junior – «Кавказская пленница»
Этот милый кабриолет, чей прототип франкфуртский автопроизводитель Adler представил в начале 1934 года, был персональным автомобилем Никулина. На экране он появляется с госномером 91-63 ЮАР, чьи литеры указывают на регистрацию в Московской области в 59-60 гг и свидетельствуют о принадлежности машины частному собственнику.
Кабриолету, блестяще справившемуся со своей ролью в киношедевре Гайдая, было три десятка лет, и в силу возраста он лишился многих родных элементов. Силовой агрегат, например, перекочевал в него из 400-го «Москвича» наряду с КПП и задним мостом.
3. «Королева бензоколонки»: от ЛАЗ «Украина-1» до шикарного Кадиллака 62-й серии
Эпизодическую роль в снятой в Полтавской области кинокартине сыграл экспериментальный автобус, выполненный в привычном ЛАЗовском стиле. Это был концептуальный прототип всех последующих модификаций ЛАЗ-Украина, от преемника с маркировкой «2» до наиболее совершенных моделей из данной серии, Украины-73 и 75.
Показанный в фильме междугородний автобус, якобы курсирующий по маршруту «Киев-Ялта», не дошёл до массового производства, но был уникальным транспортным средством. Помимо совершенно нового безрамного кузова и просторного салона с роскошными панорамными окнами и пассажирскими креслами самолётного типа, у него была целая линейка инновационных узлов: пневмоподвеска, V-образный двигатель ЗиЛ, телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля, пятиступенчатая синхронизированная коробка передач и множество других ранее невиданных вещиц.
Что любопытно, в съемках этой великолепной комедии было задействовано множество интересных транспортных средств – в частности, ЛАЗ-695 «Турист», М-407 «Москвич», ГАЗ-М-21 Волга, КРАЗ 221, БелАЗ-540, ЗиЛ-164, МАЗ-200, ЗиС-150, УАЗ-450, ГАЗ-51, ПАЗ-651, минский трактор МТЗ-5 и австрийский тягач OAF F745G.
Вишенка на торте – роскошный Cadillac Series 62 de Ville, первый 4-дверный седан-хардтоп Кадиллака (1956 года выпуска) с транзитными интуристами на борту.
4. ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля» и др.
21-я «Волга», пожалуй, была самым ярким, знаковым представителем автомобильного семейства, использовавшегося советскими кинематографами. Эта машина полюбилась зрителям настолько, что была задействована не только в бессмертном кинофильме «Берегись автомобиля», чей сюжет буквально выстроен вокруг «Волги», но и в ряде других, более поздних кинокартин.
Между прочим, Иннокентий Смоктуновский, исполнитель главной роли скромного страхового агента и по совместительству современного Робин Гуда Юрия Ивановича Деточкина, свои водительские права получил специально для съемок в «Берегись автомобиля».
С момента появления фильма на широком экране автолюбители стали предпочитать эту разновидность «Волги» всем остальным, считая ее самой надёжной. Неудивительно: машина, на которой Деточкин уходил от погони, играючи справлялась с бездорожьем, разворачивалась на 180 градусов, пряталась на крутом склоне у дороги и совершала прочие сложные манёвры.
Все невероятные трюки, кстати, выполнялись без комбинированной съёмки. В распоряжении «Мосфильма» была всего одна машина – обычная серийная «Волга» без каких-либо модернизаций вроде усиленного двигателя и других специфических вещиц. Ну, не совсем обычная, поскольку ГАЗ-21 был воплощением престижа и роскоши – это понимал и главный герой фильма, угонявший только машины класса «люкс».
На «Берегись автомобиля» карьера машины не закончилась. По окончании съёмок красавица переехала в «Три тополя на Плющихе», но уже в облике городского такси (влюбленного шофера играет Олег Ефремов). Её же (только перекрашенную) заказывали в «Бриллиантовой руке»: «Уехал. В Дубровку. Минут 20 назад. На такси. Бежевая «Волга». 28-70 ОГО».
Блеснула 21-я модель и в рязановских «Стариках-разбойниках», и в трогательной мелодраме «Три + два» Генриха Оганесяна. Не перечислить все картины, где ГАЗ-21 исполнял если не главную роль, то второстепенную (например, в «Кавказской пленнице» и трилогии про «Резидента»), или мелькал при показе городского уличного движения, как в «Белорусском вокзале».
5. «Москвич 400» – «Москва слезам не верит»
Одна из трёх подруг – главных героинь «Москвы...» – владеет персональным «Жигулями», но куда более значимую роль режиссёр отвел другому четырёхколёсному киногерою. «Москвич» под маркой 400, копия трофейного «немца» Opel Kadett 38 года, периодически красуется в кадре – или везёт подруг за город, или забирает героиню из роддома, или ремонтируется хозяином, ласково приговаривающим: «На нём будут ездить мои внуки».
Особый трепет к снимавшемуся в кинокартине «Москвичу» довелось испытать Алексею Баталову (его персонаж – харизматичный слесарь Гоша). Именно такая легковушка стала его первым важным приобретением. Юноше, служившему в автомобильном батальоне среди грузовиков да автобусов, нравились машины, и когда после демобилизации в 1953-м «подруга семьи» поэтесса Ахматова дала ему достаточно крупную сумму на предметы первой необходимости, он предпочёл одежде и обуви более разумное и перспективное вложение – автомобиль.
«Москвичи» вообще часто снимались в советских кинофильмах, включая совместные – вспомним, например, «Невероятные приключения итальянцев в России», общую работу Эльдара Рязанова и Франко Авеню. Здесь много забавных эпизодов; героем одного из них стал «Москвич-412».
Но по-настоящему культовым 412-й стал благодаря «Бриллиантовой руке». Многие советские граждане мечтали о его покупке после гордого заявления главного мафиози страны («Шефа»): «На полагающуюся мне премию я – по совету друзей – решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!». Так что роскошная комедия про неудачников-контрабандистов не только пленяла зрителей захватывающим сюжетом, но и способствовала развитию советского автопрома.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.