Катастрофа под Ашой 1989г
4 июня — пожалуй самый трагичный день для железной дороги, когда халатность одних людей привела к смерти многих других.
В 1989 году в Челябинской области, недалеко от населенного пункта Аша, произошла крупнейшая катастрофа на железной дороге в истории России.
Трагедия произошла на 1710 километре Транссибирской магистрали на территории Иглинского района Башкирии на перегоне между станциями Аша (Челябинская область) и Углу–Теляк (Башкирия).
Катастрофа произошла в связи с крупной утечкой газа из газопровода, поврежденного на этом участке железной дороги.
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
Ночью 4 июня здесь встретились два пассажирских состава сообщением Новосибирск–Адлер и Адлер–Новосибирск, и именно в это время прогремел сокрушительный взрыв. Какая–то неведомая сила влекла поезда навстречу гибели, ведь они не должны были встретиться на этом участке пути. Однако один из них опаздывал на семь минут. Эти семь минут и сыграли свою роковую роль для ничего не подозревающих и безмятежно отдыхающих ночным сном пассажиров. Взрыв произошел в тот момент, когда в газовое облако въехали сразу два поезда, до этого никогда не встречавшихся в этой точке.
Мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн). Имеются утверждения, что взрыв вызвал срабатывание сигнала тревоги системы противовоздушной обороны североамериканского континента (НОРАД).
В пассажирских составах в это время находилось около 1400 человек. В двух вагонах поезда, шедшего в Адлер, были размещены отряды детей, ехавшие отдыхать на море. От многих из них осталась лишь кучка пепла, некоторые пассажиры просто пропали без вести. Местом трагедии оказался глухой лес, и оказать помощь пострадавшим оказалось очень непросто. Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. А когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей. Очевидцы рассказывали жуткие вещи: когда произошел взрыв, люди сгорали как спички.
В эту ночь было трудно найти врачей. Это случилось в ночь с субботы на воскресенье, многие были на дачах. На утро 4 июня руководитель управления здравоохранения города Уфы Дими Чанышев обратился по радио к медицинской общественности города с просьбой выйти на рабочие места. Это было воскресенье, и в больницах оставались лишь дежурные врачи и санитары.
Вышли все, кто мог, даже поликлиники. Каждому пострадавшему требовалась помощь не одного, а нескольких специалистов. Через три дня было принято решение отправить определенное число людей в ожоговые больницы других городов.
По официальным данным погибли 575 человек, из них – 181 ребенок, не учитывая детей до 5 лет, на которых билеты не выписывались, ранены более 600. Многие из тех, кого удалось доставить в больницу живыми, умирали уже после. Всего в больницах умерли более трехсот человек, более шестисот остались инвалидами. В случаях, когда погибала вся семья, выяснить точное число погибших членов семьи не представлялось возможным. Однако на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным, погибли около 780 человек.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из–за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. За 2—3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.
При встрече двух поездов, возможно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но вероятнее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из–под пантографа одного из локомотивов.
Годом ранее, 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты мощный оглушительный взрыв раскатился по всей округе Арзамаса. Высоко в небо поднялся огромный столб дыма, образуя зловещую грибовидную форму. Это случилось на северо–западной окраине города, когда на подходе к станции Арзамас–1 взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего в Арзамас из Дзержинска с завода имени Свердлова. В вагонах находилось около 118 тонн промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны.
Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Сила взрыва была такова, что на месте осталась воронка глубиной 26 метров, а секция «Б» тепловоза 2ТЭ10М–0405 была отброшена на 200 м.
По официальным данным местной администрации, погиб 91 человек, из них 14 детей. Но эти цифры относятся только к жителям Арзамаса, а у закрытого переезда в момент взрыва стояли автомобили и автобусы из Дивеева и других городов. От них практически ничего не осталось. Погибших здесь людей хоронили на родине, а потому в траурный арзамасский список они не попали.
Причина катастрофы — все та же ее величество Халатность. Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.
Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.
В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.
Тем не менее версия преднамеренного подрыва состава была достаточно популярна в местном сообществе. Предполагалось, что целью акции было причинение максимального ущерба городу Арзамас. Версия строилась на том, что взрыв произошел в подозрительной близости к городу.
Вновь пищу для подобных версий подала произошедшая ровно через год, день в день, железнодорожная катастрофа под Уфой.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.