Что такое ИГИЛ (ISIS) и откуда оно произошло
Идеологические корни ИГИЛ восходят к Джамаат аль–Таухид валь–Джихад, организации, которая была основана в Ираке в 2004 году иорданским салафитом и джихадистом Абу Мусаб аль–Заркауи.
Аль–Заркауи вскоре заявил о верности и преданности основателю Аль–Каиды Осаме бин Ладену, и сменил название своей организации на Танзим Аль–Каида фи Биляд аль–Рафидаин (т.е. Организация Аль–Каиды земли Двуречья). Эта организация стала широко известна как Аль–Каида в Ираке. Аль–Заркауи был убит американскими военными в 2006 г в Ираке. Его последователи Абу Хамза аль–Мухаджир и Абу Омр аль–Багдади были убиты в 2010, после чего руководство Аль–Каидой в Ираке перешло Абу Бакру аль–Багдади.
В целом, Аль–Каида в Ираке использует салафитско–джихадистскую идеологию, самым рьяным приверженцем которой является «родительская» Аль–Каида. Сама идеология заключается, во–первых, в возврате к исходным уверованиям и деяниям праведных предков, к которым причислены сподвижники Пророка Мухаммеда, их последователи, и последователи последователей сподвижников.
«Основание» исламского государства или халифата является средством применения указанных выше уверований и деяний.
Далее, идеология фокусируется на понятии таухида (единичность/единство Бога). Эта концепция делится на три категории: таухид–аль–рубубиях (единство господства Бога), таухид аль–улухиях (единство божественности Бога), и таухид аль–асма валь–сифат (единство имени и атрибутов Бога). Таухид аль–рубубиях предполагает, что Бог – единственный создатель, и что связывать право или полномочие что–либо создавать с кем–либо, кроме Бога, — это куфр (скептицизм, неверие). Таухид аль–улухиях предполагает, что Бог – это только объект для поклонения и что поклоняться кому–то кроме Бога или даже ассоциировать поклонение с Богом – это неверие. Таухид аль–асма валь–сифат предполагает, что изображение Бога буквально ограничено только тем, что представлено в откровениях. Соответственно, салафиты–джихадисты используют буквальное толкование текстов богооткровения, включая Коран и сунны (традиции и заповеди Пророка Мухаммеда). Они продвигают свое видение Ислама агрессивным способом и позволяют открывать джихад против идолопоклоннических режимов, которые не следуют божьим правилам.
Однако, на практике Аль–Каида в Ираке разошлась во мнениях с другими салафитскими организациями, в особенности с «родительской» Аль–Каидой, по поводу того, каким образом создать халифат. Изначально Аль–Каида в Ираке имела конфликт с «родительской» Аль–Каидой касательно кровавых действий аль–Заркауи, которые привели к значительному ущербу как для суннитов, так и для шиитов, независимо от общественной и политической обстановки в Ираке. В центре спора находился план аль–Заркауи развернуть сначала джихад против шиитов, поскольку по его словам, именно они препятствовали коренным изменениям в Ираке.
Айман аль–Завахири,
нынешний лидер Аль–Каиды и один из ее главных идеологов, обвинил аль–Заркауи в том, что последний увел к себе многих иракцев и, следовательно, подорвал репутацию Аль–Каиды в Ираке. Абу Бакр аль–Багдади, согласно некоторым источникам, обучался аль–Заркауи и разделяет мнение последнего касательно шиитов и истовое рвение к насильственным мерам как средству насаждения салафитско–джихадистской идеологии и создания халифата. Репутация аль–Багдади как свирепого командира и военного стратега, наряду с его высшим образованием – получил докторскую степень по исламской юриспруденции в Багдадском исламском университете – и предполагаемой родословной от племени Пророка – курайш – очаровали новое поколение салафитов–джихадистов, которые больше и больше разочаровывались в «чахлом джихаде», проводимом Аль–Каидой аль–Завахири.
Несомненно, на восхождение Аль–Каиды в Ираке в значительной степени повлияли социополитические факторы в Ираке и в регионе. Иракское правительство под руководством Нури аль–Малики до сих пор проводило одноконфессионную политику в стране, не только отделяя суннитов, но и исключая их из политической системы. Члены аль–Сахвы, группы племенных лидеров и их последователей, поддерживаемых США в целях изгнания членов Аль–Каиды из их общин в середине 2000х, были либо арестованы, либо изгнаны из своих поселений. Даже суннитские политики, такие как вице–президент Ирака Тарик аль–Хашими, были заочно приговорены к смертной казни. В то же время, недовольные баасистские (партия Баас) офицеры из расформированной иракской армии организовались в Армию Накшбанди (прим.переводчика – Мухаммед Накшбанди, духовный лидер суфийского братства (тариката)), в которой были перемешаны исламские и националистические идеи. Отделение и несогласие с правительством аль–Малики объединило эти разрозненные группы в своего рода симбиотический организм, чем не преминула воспользоваться организация Аль–Каида в Ираке в марте 2011 г, когда вспыхнуло восстание в Сирии.
Под руководством аль–Багдади Аль–Каида в Ираке в 2011 г. заключила союз с сирийской салафитско–джихадистской организацией Джабхат аль–Нусра. По сути, сирийский лидер организации Джабхат аль–Нусры Абу Мохаммед аль–Голани действовал под знаменами Аль–Каиды в Ираке до тех пор, пока в 2011 г не основал свою собственную организацию, после чего присягнул на верность Аль–Каиде.
Несмотря на то, что Аль–Каида в Ираке воевала на стороне Джабат аль–Нусры против сирийского режима Башара Асада, она медленно, но уверенно – и незаметно – продвигалась к контролю над стратегическими районами в провинциях аль–Рекка и Дейр–эз–Зор, где были расположены нефтедобывающие объекты. По сути, Аль–Каида в Ираке больше концентрировалась на усилении и расширении зоны своих операций в Сирии, чем на борьбе с баасистским режимом. Будучи уверенной в своем военном присутствии в Сирии, Аль–Каида в Ираке в 2013 г объявила о своем слиянии с Джабат аль–Нусрой под названием Аль–Каида в Ираке и аль–Шам (прим.переводчика – Здесь следует привести оригинальный текст, ибо без него будет непонятно, откуда взялась следующая аббревиатура. Итак: Al Qaeda in Iraq and al–Sham (ISIS)). Это слияние долго не продлилось, так как ISIS (прим. переводчика — здесь и далее, до тех пор пока не появится Исламское государство Ирака и Леванта, буду использовать английскую аббревиатуру, чтобы не вносить сумятицу) решила, вопреки желаниям Аль–Каиды, расширить свой контроль на смежные территории, захватывающие и Ирак, и Сирию, для создания транснационального государства. В ходе изучения Институтом по вопросам изучения войны (ИИВ) аль–Наба (ежегодного отчета) ISIS за период с ноября 2012 г по ноябрь 2013 г было обнаружено, что ISIS обладает дисциплинированым военным руководством, которое запланировало поэтапную кампанию по выводу Ирака из–под контроля государственных сил безопасности. Анализ, проведенный ИИВ, также показал, что ISIS действует скорее как военная, чем террористическая сеть.
Именно в этой связи ISIS захватило город Мосул и другие районы с преобладающим проживанием суннитов в Ираке до того, как получить контроль над основными погранпереходами на границе Ирака и Сирии. После получения контроля над смежными районами Ирака и Сирии, ISIS в конце июня объявило об установлении халифата и переименовало себя в Исламское Государство, при этом аль–Багдади был провозглашен Халифом Ибрагимом. Декларация о провозглашении халифата, названная «Обещание Аллаха», которая была выложена на странице медиа–фонда организации – аль–Итисаам – и переведена на различные языки медиа–центром аль–Хайат, подтвердила, что халифат был основан на теологическом салафитском фундаменте, согласно которому знамя таухида поднимается и развевается, идолопоклоннические режимы разрушены, неверные подвергнуты немилости, еретики поражены, а исламский закон установлен. Примечательно, что декларация призывала исламисткие организации и мусульман присягнуть на верность Халифу Ибрагиму и поддерживать его.
Вскоре, аль–Багдади – или Халиф Ибрагим – в канун праздничного для мусульман месяца Рамадан направил сообщение моджахедам и мусульманскому религиозному сообществу. В своем сообщении аль–Багдади, подобно тому, как Осама бин Ладен в своем первом после террористических атак 11 сентября послании мусульманской религиозной общине, разделил мир на два лагеря – лагерь Ислама и веры, и лагерь неверия и лицемерия. Кроме того, аль–Багдади, надевая мантию Халифа, посвящает себя восстановлению славы и правоты ислама и призывает всех мусульман «поддержать религию Аллаха через джихад на пути к Аллаху» и переселиться в Исламское Государство, так как эмиграция (хиджра) на землю Ислама обязательна. Мы четко видим, что аль–Багдади пытается сделать из своего Исламского Государства центр лояльности и джихада для всех мусульман. Он дополнил свое сообщение цитатами и поговорками из Корана, которые были призваны набросить на его Халифат тень законности.
Несмотря на то, что это сообщение вызвало смешанную реакцию, эта реакция четко продемонстрировала раскол в кругах салафитов и исламистов, в особенности в приближенном к Аль–Каиде кругу салафитов–джихадистов, и также продемонстрировала восхождение Исламского Государства в качестве нового культа для джихадистов.
Примечательно, что связанные с Аль–Каидой организации, от Северной Африки до Леванта, такие как Ансар аль–Шариа, Аль–Каида в Магрибе под руководством Абу Абдуллы Отмана аль–Ассими, а также Армия Сподвижников Пророка в Большой Сирии, бросились присягать на верность Эмиру аль–Муминину (Предводителю правоверных) Халифу Ибрагиму. Не менее примечательным является то, что и становление Исламского Государства и сообщение также показали попытку молодого поколения джихадистских интеллектуалов отойти от идеологической области джихадизма Аль–Каиды, пропагандируемого аль–Завахири, Абу Мухаммедом аль–Макдисси и Абу Катада аль–Фаластини. По сути, молодой интеллектуал–джихадист Турки аль–Бинали (бахрейнский идеолог, который написал биографию аль–Багдади и указал на происхождение последнего от племени Курайш, их которого происходил сам Пророк — прим. переводчика), ранее известный по своему псевдониму Абу Хамам Бакр бин Абд аль–Азиз аль–Атари, идеологически предвестил становление Исламского Государства и предопределил провозглашение аль–Багдади Халифом Мусульман.
Интересно, что аль–Бинали был учеником аль–Макдисси, который назначил его членом шариатского совета на своем вебсайте Минбар аль–Таухид валь–Джихад. Также примечательно то, что аль–Бинали с 2013 г был страстным сторонником аль–Багдади, призывая салафитов–джихадистов присягнуть на верность Эмиру. Аль–Бинали крайне эмоционально писал о подходящих качествах аль–Багдади как Халифа. К числу таковых он относит храбрость, происхождение от племени Курайш, из которого был Пророк Мухаммед, а также академические достижения по исламу.
Параллельно с этой идеологической попыткой «возвеличивания» Исламского Государства и его лидера, социополитические процессы в Ливане, Иордании, Ираке и Сирии помогли Исламскому Государству распространить свое влияние и на них. В то время как политика аль–Малики в Ираке привела к отчуждению суннитов, межконфессиональная война в Сирии подняла общественную солидарность среди суннитов на основе салафитских идеологических принципов, утверждающих настоящий ислам и декларирующих поддержку суннитам. Не менее примечательно то, что исламизация некоторых племен в Иордании, Ираке и Сирии как в результате небрежения со стороны правительства, так и в результате популярности салафизма, позволила Исламскому Государству привлечь племена к присяге на верность в обмен на экономические и политические выгоды.
По имеющимся сведениям, Исламское Государство, которое контролирует большую часть нефтеперерабатывающих заводов в Сирии, предоставило вождям племен возможность покупать нефть по льготной цене всего за 12 долларов Сша за баррель. С другой стороны, салафитский джихадизм в Иордании и Ливане развивается еще с 90–х годов ХХ века. И совсем не совпадением, например, является то, что основатель Аль–Каиды в Ираке аль–Заркауи происходит из твердыни салафизма аль–Зарка в Иордании. Ранее аль–Заркауи полагался на свои племенные связи как в Иордании, так и в Ираке, чтобы развивать Аль–Каиду в Ираке. Его семья принадлежит к бедуинскому племени Бани Хассан, которое связано племенными узами с племенами Хамада и Хедван, и все эти племена чрезвычайно хорошо представлены в Ираке и Иордании. Наиболее важно то, что многие сотни тысяч сирийских беженцев в Ливане и Иордании склоняются к поддержке Исламского Государства, что вызвано не только и не столько привлекательностью «настоящего» ислама и агрессивным активизмом, избранным в качестве своей «дорожной карты» салафитами–джихадистами, но и мизерной региональной и международной поддержкой их ужасающего положения.
В итоге, ни США, ни международное сообщество не должны быть удивлены или шокированы, если Исламское Государство расширит свой контроль дальше на большие территории Сирии и Ирака и предпримет действия по созданию хаоса в Ливане и Иордании. Если история Исламского Государства может служить приметой, следует начать беспокоиться о том, что оно будет работать в направлении углубления политической поляризации и межконфессиональной вражды в Ливане и Иордании, не говоря уже о повышении своей привлекательности через совершение зрелищных актов насилия на Ближнем Востоке или на Западе. Международное сообщество должно усвоить тот факт, что Исламское Государство религиозно мотивировано распространять салафитскую идеологию методом джихада по пути Аллаха против идолопоклоннических режимов и неверующих для распространения «царства Божего» на земле. Каждый новый день существования ИГ делает его еще сильнее. Таким образом, международное сообщество, возглавляемое США, должно использовать все имеющиеся у него средства для лишения этой джихадистской группы власти и для прекращения ее расширения, независимо от того, какие региональные и/или международные совместные политические усилия предпринимаются, которые, кстати, и вовсе маловероятны в ближайшее время.
Источник
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.