Ходынское поле в день коронации Николая II, 1896 год, Москва
В мае 1896 года в Москве прошли торжественные мероприятия, связанные с коронацией Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Масштабом и пышностью приготовления значительно превосходили прежние коронации. Для простого люда 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле организовали народные гуляния с выдачей бесплатных гостинцев и сувениров. К 5 утра на месте собралось около полумиллиона людей. По толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди "своих", и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям.
Гиляровский так описывал произошедшее: "Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух... Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны... [...] Рассвело. Синие, потные лица, глаза умирающие, открытые рты ловят воздух, вдали гул, а около нас ни звука. Стоящий возле меня, через одного, высокий благообразный старик уже давно не дышал: он задохся молча, умер без звука, и похолодевший труп его колыхался с нами. Рядом со мной кого–то рвало. Он не мог даже опустить головы".
В то утро на Ходынке, по официальным данным, погибло около 1400 человек, сотни получили увечья. "А сколько еще было таких, кто не в силах был идти и умер по пути домой. Ведь после трупы находили на полях, в лесах, около дорог, за двадцать пять верст от Москвы, а сколько умерло в больницах и дома! Погиб и мой извозчик Тихон, как я узнал уже после. Я сполз вниз по песчаному обрыву и пошел между трупами. В овраге они еще лежали, пока убирали только с краев. Народ в овраг не пускали. Около того места, где я стоял ночью, была толпа казаков, полиции и народа. Я подошел. Оказывается, здесь находился довольно глубокий колодец со времен выставки, забитый досками и засыпанный землей. Ночью от тяжести народа доски провалились, колодец набился доверху рухнувшими туда людьми из сплошной толпы, и когда наполнился телами, на нем уже стояли люди. Стояли и умирали. Всего было вынуто из колодца двадцать семь трупов. Между ними оказался один живой, которого только что перед моим приходом увели в балаган, где уже гремела музыка. Праздник над трупами начался! В дальних будках еще раздавались подарки. Программа выполнялась: на эстраде пели хоры песенников и гремели оркестры. У колодца я услыхал неудержимый смех. Вынутые трупы лежали передо мной, два в извозчичьих халатах, и одна хорошо одетая женщина с изуродованным лицом была на самом верху — лицо ногами измято. Сначала из колодца достали четверых мертвых, пятый был худощавый человек; оказался портной с Грачевки".
Власти отдали распоряжение как можно скорее избавиться от следов давки, запланированные гуляния отменять не стали. В два часа дня император с супругой посетили Ходынское поле и "были встречены громовым ура и пением гимна". В тот же день торжества продолжились в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла. Слово "Ходынка" после 1896 года в русском языке стало именем нарицательным, синонимом масштабной катастрофы с большим числом жертв.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.