sivway Истории

Армия наводит порядок на улицах города Детройта, июль 1967 год

Армия наводит порядок на улицах города Детройта, июль 1967 год


Лето 1967 года вошло в историю США как "долгое жаркое лето" из–за серии погромов и беспорядков, устроенных афроамериканцами. По данным полиции, за первые девять месяцев 1967–го беспорядки вспыхивали 164 раза. Началось же все с одиночного пикета 11 июня 1967 года у здания окружного суда в Огайо. Некий афроамериканец по имени Питер Фракс протестовал против несправедливого суда над его двоюродным братом Постелом Ласки, которого полиция в городке Авондейл обвинила в изнасиловании и убийстве шестерых белых женщин. Пикет продолжался недолго. Вышедшие из здания суда полицейские скрутили Фракса, а на следующий день присяжные приговорили Постела Ласки к смертной казни на электрическом стуле, а против самого Питера Фракса возбудили уголовное дело — по подозрению в пособничестве брату. Но на следующий день суд был окружен толпой чернокожих, требовавших освобождения и Ласки, и Фракса. Первые часы выступление протестующих носило мирный характер — несколько десятков активистов под руководством баптистских пасторов просто вышли на улицу с плакатами, однако когда полиция решила разогнать митинг, то столкнулась с сопротивлением: одному полицейскому в толпе сломали нос и челюсть, другому вывихнули обе руки. И это стало только катализатором"черной революции", главным событий которой стал бунт в Детройте.



В субботу 22 июля 1967 года, полицейские заявились в нелегально торговавший алкоголем бар "Слепая свинья" на 12–й улице, где проходила вечеринка в честь двух солдат, вернувшихся с вьетнамской войны. Много лет спустя в своих мемуарах хозяин бара со звучным именем Вальтер Скотт III, признался, что в случившемся есть и доля его вины: обычно вопросы с полицейскими рейдами решался при помощи пары сотен долларов — и полиция смотрела на происходившее в клубе сквозь пальцы. Однако он уже платил полиции в среду на этой неделе, но полицейские, услышав о вечеринке, решили получить двойную порцию за неделю. Тогда взбешенный бармен выплеснул стакан виски в лицо одному из вымогателей. Полицейские забрали всех — и сотрудников бара, и гостей, и самих солдат. Когда арестованных стали грузить в автозаки, у бара собралась приличная толпа, протестовавшая против арестов. Полицейские вызвали подкрепления и прорвались сквозь людское оцепление. В ответ афроамериканцы пошли к отделению полиции, начав по пути переворачивать машины и грабить магазины.

В 7 часов утра воскресенья 12–я улица напоминала поле битвы: здесь не было ни одного целого магазина, возле разграбленных витрин слонялись толпы пьяной молодежи, царила абсолютная анархия. Погромы перекинулись в другие районы Детройта. В Детройте был введен общегородской комендантский час, запрещены продажа алкоголя, огнестрельного оружия. А комиссар полиции Рэй Жирарден тщетно пытался собрать силы полицейских, которые по воскресеньям предпочитали уезжать из города. Кроме того, собственных сил все равно явно не хватало и пришлось подключать полицию штата Мичиган. В полдень воскресенья к урегулированию подключился губернатор Джордж Ромни, приславший войска Национальной гвардии, однако та не имела полномочий арестовывать людей, поэтому все аресты осуществляли полицейские.





Первые два дня полиция и национальная гвардия практически не вмешивались в бунт. Максимум, на что им хватило сил — оградить место восстания, чтобы оно не перекинулось на кварталы, где жили обеспеченные белые, а также на деловую часть города. Из–за этого две трети территории Детройта перешло под контроль восставших. Более того, чернокожие боевики даже попытались было взять штурмом штаб–квартиру полиции, чтобы сжечь все уголовные дела на "черных братьев", но стражи порядка отбили штурм. В отместку толпа разгромила редакцию газеты Detroit Free Press, которую они назвали "оплотом лжи белых". В понедельник волна насилия по всему городу только увеличивалась: было зафиксировано 483 пожаров, 1800 арестов, всего за час происходил в среднем 231 инцидент. Грабежи и поджоги были широко распространены. Бунтовщики стреляли в пожарных, которые пытались погасить горящие здания. В ходе беспорядков из оружейных магазинов было украдено 38 пистолетов и 2498 винтовок.

Наконец, во вторник 25 июля президент Линдон Джонсон приказал армии США взять Детройт штурмом — в полном соответствии с "Законом о восстании" 1807 года. Для войсковой операции были выделены 82–я и 101–я воздушно–десантные дивизии. Уже во второй половине дня в город были введены армейские части и бронетехника. Танки были снабжены специальными бульдозерными ковшами, чтобы было проще сносить баррикады.

Силовики не церемонились с погромщиками. Общее число арестованных превысило 7 тысяч человек: 6528 взрослых, 703 несовершеннолетних; самому молодому 4 года, самому старшему 82 года. Более 80 % арестованных были афроамериканцами, около 12 % от общего числа были женщины. Задержанных размещали во временных тюрьмах (типа центрального стадиона Детройта). По данным полиции, за два дня боевых действий было убито 44 человека. Куда больше было раненых – порядка 500 человек. Кроме того, было разрушено более 2000 зданий. Только к концу недели на улицах Детройта был более или менее восстановлен порядок.

В августе 1967–го Мартин Лютер Кинг выдвинул идею массовой кампании неповиновения против правительства страны, однако американские власти успешно подавили все дальнейшие попытки протеста. Была провалена и инициатива Кинга организовать "поход бедняков" на Вашингтон с требованием принятия закона об экономических правах, который должен был гарантировать работу и прожиточный минимум. Усилиями ФБР все организаторы "похода" оказались за решеткой. А вскоре и сам Кинг был убит снайпером во время выступления на митинге в городе Мемфис, штат Теннесси.


0
  • 0
  • 963
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.